Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.
(84) "Ездить на том свете на серых ослах"... Мусульманское поверье, согласно которому человек, имевший грехи в жизни на том свете в наказание будет превращен в осла, на котором будут ездить.
(85) "Облизал острие сабли и поцеловал дуло ружейного ствола" - древний обычай "клятвенной дружбы", засвидетельствованный и у тюркских народов Сибири. см. "Алтай Бучай" ("Алтайский сборник", стр. 29): "Будем двое клятвенными друзьями: на то место, где твоя смерть, непременно я должен прийти; где я умру, ты должен прийти"… Конец пики нюхали, лезвие меча лизали".
(86) Кровь убитого врага, по верованиям многих народов, обладает магической силой. Аналогичными представлениями объясняется широко распространенный обычай отрубать голову побежденному врагу и хранить ее как трофей. см. Свидетельство Диодора Сицилийского о древних галлах: "Убив врага, они прикрепляют его голову к шее своего коня... и прибивают эти трофеи к стенам своих домов, как это делают охотники с убитыми ими дикими зверями". (Chadwick "The growth of literature" Отражения этого обычая мы находим в эпосе многих европейских народов (кельтов, германцев, южных славян и др.), как и на Востока, в частности - у тюркских народов.
(87) Сынчи - знаток качества людей и коней, чаще - в последнем смысле. Б среднеазиатских эпических сказаниях особенно прославлен в этом смысле Тулебай - сынчи, отец (или дед) Гороглы.
(88) Двенадцатимесячная беременность Айчурек - обычное в эпосе чудесное предзнаменование рождения богатырского младенца. см. прим. 6.
(89) Аналогичные легенды об "уходе" и своеобразном бессмертии любимых народных героев имеет широкое распространение в мировом фольклоре. Наиболее известный пример представляет кельская легенда о короле Артуре. В последней битве тяжело раненый в поединке со своим племянником, изменником Модредом, Артур таинственно исчезает с поля битвы. Его увозят сказочные феи на ладье через море на "Острова блаженных" Азалон, где, погруженный феей Морганой в волшебный сон, он ждет своего возвращения в родную страну. Возвращение Артура, согласно кельтским легендам, означает возрождение кельтских народов Британии, покоренных и угнетенных англосаксами, против которых когда-то воевал Артур.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ИМЕН
АБАКЕ - дядя – форма почтительного обращения к старому мужчине.
АГА - старший брат.
АДЖИДАР - дракон.
АЗАМАТ - молодец.
АЗАН - утренний призыв к молитве.
АЗРЕИЛ - ангел смерти.
АЙБАЛТА - секира.
АЙБАЛКА - хрящик в середине груди.
АЙКЕЛ - великодушный, один из эпитетов Манаса.
АЙРАН - кислое молоко.
АКБАРАНГ - ружье Алмамбета.
АКДООЛ - барабан.
АККИСЕ - пояс Манаса.
АККЕЛЬТЕ - ружье Манаса.
АКОЛПОК - одежда из плотного шелка, заменявшая кольчугу; панцирь Манаса.
АКСАКАЛ - родовой старейшина (буквально – белобородый, старик)
АЛАЧИК - походная юрта небольшого размера.
АЛИК - ответ на приветствие.
АЛАА - Бог.
АЛП - великан.
АМАНАТ - налог.
АРАК - водка.
АРМАН - песня, жалоба.
АРСТАН - лев.
АСЫЛ - благородный.
АТАКЕ - ласкательное обращение к отцу, батюшке.
АТАНГ - верблюд кастрированный.
АЧАЛБАРС - меч Манаса, буквально – острый булат.
АШ - поминки, пир.
АЯШ - форма обращения к другу мужа или жены.